neo |
Дата: Понедельник, 09.01.2012, 14:58 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 126
Статус: Оффлайн |
Открытие мирового уровня совершил челябинский краевед Александр Шестаков, обнаружив на склоне южноуральского хребта Зюраткуль в трех километрах от одноименного озера единственный в континентальной Евразии геоглиф — нанесенный на поверхность земли гигантский рукотворный рисунок. Находка может пролить свет на тайну происхождения аркаимской цивилизации, над загадкой которой долгое время бьются ученые.
Еще в конце 80-х Шестаков, увлекавшийся спортивным туризмом, заметил на широкой зеленой поляне в районе озера Зюраткуль странные полосы пожелтевшей травы. Такие линии тянулись на десятки метров. Поначалу краевед не придал этому особого значения. Но шесть лет назад, когда на Зюраткуль прокладывали дорогу, он снова побывал в этом месте и опять увидел необычные полосы. И тогда краевед решил взглянуть на это странное место «с высоты». Он нашел местность на спутниковых снимках, максимально увеличил и не поверил своим глазам: из линий выстраивался четкий силуэт какого-то животного. После обработки в графическом редакторе стало понятно: на поверхности земли изображен гигантский лось.
Краевед рассказал о своем открытии археологам, которые решили проверить историческую ценность его находки. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН Станислав Григорьев вплотную занялся исследованием местности. Хотя сегодня и не скрывает, что у него были сомнения насчет происхождения рисунка. Шуточное ли дело: во-первых, в континентальной Евразии до сих пор не найдено ни одного геоглифа. Во-вторых, размеры рисунка беспрецедентны: 218х200 метров с диагональю 270 метров. В один ряд с зюраткульским лосем могут встать разве что геоглифы плато Наска в Перу и 110-метровая уффингтонская белая лошадь из английского графства Оксфордшир.
Проведя разведку на местности, археологи убедились в том, что происхождение странных линий — не природное, а рукотворное. «Я на 100 процентов в этом уверен», — говорит Станислав Григорьев. Линии рисунка имеют ширину 4—4,5 метра. Выполнены они, скорее всего, следующим образом: сначала был снят верхний слой грунта, а на его место засыпались мелкие кварциты белого цвета — именно поэтому рисунок так хорошо различим на местности. По краям же выставлены крупные валуны — своеобразные границы изображения.
Не менее интересно было разобраться с возрастом геоглифа. По словам Станислава Григорьева, датировка проводилась без применения современных археологических методов определения возраста. И потому выводы, сделанные на основании изучения слоя почвы, покрывшего камни, — предварительные. Возраст зюраткульского лося, как рассказал Станислав Григорьев, определяли так: «При создании этого геоглифа слой гумуса составлял 10 сантиметров, сейчас же отложения — около 30—40 сантиметров. Мы отталкиваемся от нулевой точки — схода ледника, когда как такового слоя почвы по сути и не было, повсюду зияли лишь голые камни, и это было в 11—10 тысячелетиях до нашей эры». Ориентировочно, как считают археологи, гигантского лося нарисовали во времена неолита, позднего каменного века — 6—8 тысяч лет назад. И это настоящая сенсация! Дело в том, что геоглифы плато Наска относятся к VI—I векам до нашей эры, то есть созданы позже зюраткульского лося, а возраст не менее удивительной уффингтонской лошади — всего каких-то три тысячи лет.
Уникальный рисунок таит много загадок. Как, например, он создавался? Если ответить на этот вопрос, можно понять, например, как чертились линии на знаменитом плато Наска. Александр Шестаков уверяет, что нашел объяснение. Сначала, по версии ученого, выставлялись большие камни — маяки, а потом, ориентируясь на них, уже выстраивали весь геоглиф. Археологи в принципе нашли подтверждение этой версии: на углах и поворотных точках рисунка лежат валуны, резко отличающиеся по размеру от тех, что вычерчивают фигуру лося на ландшафте. Интересно, что с каждого из этих камней идеально просматривается весь рисунок. «Это объясняет, как люди создавали столь грандиозный по масштабу узор на земле, — говорит краевед. — Те, кто управлял процессом, могли стоять на обзорных площадках, видеть всю местность и руководить закладкой камней».
Но почему именно лося, а не лошадь или, скажем, оленя решили запечатлеть наши предки? По словам Шестакова, на Урале есть легенда, что когда-то давным-давно на земле не стало видно солнца. Его, по всей видимости, могло затянуть пеплом от вулкана, но местное население считало, что его проглотил лось — сакральное животное здешних мест. Когда затмение кончилось, люди стали изображать лося на всех петроглифах, совершали в его честь жертвоприношения, пытаясь задобрить. Видимо, по этой причине на Зюраткуле и выложили фигуру лося: тотемное животное могло видеть сверху, что люди чтят его и поклоняются. Если следовать этой логике, можно предположить, что такими же соображениями руководствовались и древние создатели рисунков на плато Наска. А что, если они тоже стремились ублажить почитаемые божества и сохранить память о нем в веках в виде гигантских изображений? Могли ли быть как-то связаны между собой создатели южноуральских и южноамериканских рисунков? По этому поводу пока можно строить только гипотезы. Но что за цивилизация существовала на территории нынешнего Южного Урала, если ее представители в столь ранний период развития человечества смогли нанести на ландшафт такой сложный и крупный даже по сегодняшним меркам рисунок?
Шестаков благодаря тем же спутниковым снимкам и собственным визуальным наблюдениям обнаружил, что вокруг озера было сосредоточено не менее пятнадцати древних поселений. Одно из них удивило исследователя. Располагается оно в некотором отдалении от рисунка, на самом берегу озера. Размеры поселения впечатляют: 600х200 метров. Внутри этого пространства размещалось, по всей вероятности, более сотни строений. Сейчас, конечно, сложно даже примерно сказать, сколько человек населяло окрестности озера, но Александр Шестаков предполагает, что явно не одна тысяча людей. На это косвенно указывает расположенный рядом с рисунком лося мегалит — каменная кладка. Такие объекты создавались постепенно, а небольшие камни для них приносили юноши, ставшие после ритуала инициации мужчинами.
Кроме того, в ходе раскопок, проведенных в 60-е годы прошлого века, когда из-за строительства дамбы озеро обмелело, здесь нашли маленькие, размером с пуговицу, круглые камни с отверстием посередине. Краевед уверен, что такие изделия служили в качестве подшипников, которые наши предки крепили на палочках для разведения огня. Но исполняли они чисто сакральную роль — некоего подобия солнца. Александр Шестаков проследил упоминания об аналогичных камнях: «Их находили в Прибалтике, Крыму, в древних строениях на территории Израиля и Палестины. Но особенно много их найдено именно здесь — на Южном Урале». Исследователь высказывает версию, что жителями тех поселений, которые в позднем каменном веке и нарисовали гигантского лося, были основаны знаменитые и загадочные Аркаим и вся так называемая Страна городов. Вряд ли можно считать простым совпадением тот факт, что круглый Аркаим со свободным пространством в его центральной части похож по форме на камень — символ огня, а поселения Страны городов напоминают по архитектуре древний город-матрицу у берегов Зюраткуля. Быть может, в определенный период истории эта местность стала центром зарождающейся европейской цивилизации? Шестаков уверен: в каменном веке в Уральских горах вокруг озера Зюраткуль из-за неких климатических аномалий сконцентрировалось большое количество людей. Потом, когда климат смягчился, они отправились осваивать новые территории, добравшись и до других континентов. А гигантский лось остался здесь навсегда как напоминание об одной из колыбелей человечества.
отсюда: http://www.mywebs.su/blog/riddles/6119.html |
|
| |