Самый обычный брошенный военный объект, каких сотни по всей нашей огромной стране. И возможно он бы никогда не привлек наше внимание, если бы не имел такого большого подземного комплекса. В 60-е годы с расцветом «гонки вооружений» на территории СССР ударными темпами в обстановке высочайшей секретности один за другим стали возникать комплексы базирования межконтинентальных ракет. Был разработан стандартный строительный проект, который включал в себя, помимо нескольких зданий обеспечения, разветвленную подземную часть с командным пунктом, хозяйственными помещениями, жилыми отсеками и собственно шахтами запуска ракет.
С началом работы объекта в нем посменно на боевом дежурстве находились группы солдат и офицеров. Именно они, в случае войны, должны были произвести пуск находившихся в их ведении ракет. Комплекс имел «одноразовое» действие и не был рассчитан на повторный запуск. Высокий уровень защиты комплекса мог позволить находиться в нем при повышенной радиации, и смело выдерживал любой авиационный налет. Под землей функционировала своя система вентиляции и подачи воды, имелся большой запас пищи.
Однако в конце 80-х, не выдержав «гонки», СССР выступил за прекращение наращивания ядерного боезапаса. На основании межгосударственных соглашений, в СССР и США стали свертываться многие ракетно-стратегические комплексы. По договору пусковые площадки навсегда выводились из боевого резерва. Оборудование комплексов было снято, а пусковые шахты с железобетонными защитными створками были взорваны. Следом за комплексами свертывались и военные части, оставляя за собой грандиозные памятники былого могущества. Со второй половины 90-х с «нерезервных» площадок убрали последнюю охрану, и они стали доступны простым смертным.
Но поскольку находились они, как правило, в глухих таежных лесах, посетителями они оказались не избалованы. Зато сюда зачастили охотники за металлом. Под «болгарку» и ножовку попадало все – от мощных гермодверей и лестниц между подземными уровнями, до топливных цистерн и кабелей.
Пытаемся спуститься через вент.шахту.
Холодным декабрьским утром мы прибыли на пермской электричке к назначенной станции, где по договоренности нас ожидал местный энтузиаст Андрей Ш, вызвавшийся быть проводником в нашем предприятии. После короткого знакомства грузимся в его машину и, проехав поселок, устремляемся в глухую тайгу. Дорога, петляющая между сугробов, вскоре приводит к воротам бывшей в/ч. Заехав на ее территорию, идем к одному из зданий, глазеющему на нас разбитыми окнами. Ныне здесь живет только один сторож, который следит за тем, как здесь все планомерно разбирают, ломают и вывозят. В одной из комнат установлена большая печь, которая после отключения отопления обогревает помещение. Здесь мы переоделись в "подземное", оставили вещи и двинулись к объекту.
Нужно отметить, что преодоление таежных сугробов занятие довольно безрадостное, но уже через 500м мы достигли первых видимых частей комплекса. Виднелось зияющее отверстие первой подорванной 30-метровой шахты, но спуститься в нее не было возможности. Было решено попытаться проникнуть через находящуюся рядом вент.шахту, оборудованную скобами. Пока мы с Юрой с интересом разглядываем руины, Андрей и Виктор спускаются вниз. Однако проход закрыт - в месте перехода в основную систему вен.шахта оказалось обрушена. Ждем выхода наших товарищей и осматриваемся. В поисках спуска обходим шахты и разрушенные взрывом бетонные створки. Здесь, среди метровых сугробов обнаруживаем небольшой провал с отверстием в боковой стенке.
"Кровавая галерея"
Спускаемся и попадаем в протяженную галерею, высотой порядка 1,9м с кроваво-красными стенами. Тут же в полу зияет дыра в нижний коридор, но мы пока не сходим с уровня. Через 40м справа видим довольно широкое ответвление, которое, впрочем, обрывается 4м уступом. По всем признакам ранее здесь имелась лестница, теперь же торчали лишь острые фрагменты арматуры. Немного совещаемся и решаем поискать более простой путь – возвращаемся к дыре и «ныряем» в нее, опираясь на какие-то гнилые доски. Уж эта галерея приведет нас к системе… Но не тут-то было – довольно протяженный бетонированный коридор-кабельник не сворачивая выходит прямо к жерлу следующей шахты.
Лестница на нижний уровень.
Перед нами предстает фрагмент сильно проржавевшей железной лестницы, уходящей в темную неизвестную глубину. Ставлю ногу на лестницу и тут же одергиваюсь назад. Скрип и дребезг этих нехитрых ступеней вызывают недоверие. Недаром ими погнушались даже металлоломщики… Что же делать? Снова карабкаемся по доскам в «кровавую галерею». Делать нечего - придется использовать наш единственный, взятый про запас кусок веревки. Привязываем его к ушлому уголку, торчащему из стены и чудом уцелевшему от спиливания. Поочередно дюльфером съезжаем с уступа на нижний ярус. Ну наконец-то – вот они искомые подземные помещения. Находимся примерно на уровне 8-10м ниже поверхности. Разбредаемся. Огромные по площади залы, с какими-то полукруглыми бетонными основаниями (возможно для топливных цистерн), чередуются протяженными галереями-кабельниками высотой до 4м.
Коридор-кабельник
От основных «магистралей» к шахтам отходят небольшие ответвления с сильно раскуроченными гермодверями – последствие взрыва. Набредаем на целую сеть небольших помещений, отделанных кафелем, разветвленные системы труб, остатки раковин, что-то похожее на душевые. За ними следуют остатки обширной электрощитовой.
Выходим к подтопленной части. По бывшим лестничным спускам и шахтам вентиляции под землю опускается холод. В зимний сезон он замораживает скопившуюся воду, образуя сплошной ледяной покров. В толще льда видны недостижимые спуски на следующий ярус. Трудно определить толщину здешнего льда, однако создалось ощущение, что он не успевает полностью протаять в летнее время.
Заледенелый спуск на следующий уровень.
Через систему переходов выходим в очередную ободранную галерею. Здесь с потолка свисают короткие сталактиты, а стекающей из какой-то трубы водой, образован причудливый ледяной сталагмит. На стенах стрелки с буквенно-цифровыми обозначениями. Других надписей нет. Подземный ландшафт достойный «Сталкера»… Мрачно.
Через 1,5 часа хождений выбираемся через низкий лаз в основание какого-то заглубленного ангара из которого уже видна заснеженная тайга.
Ледяные сталагмиты.
Снова «месим» сугробы. Но комплекс не отпускает – приходится идти за оставленной веревкой. Вновь обхожу шахту и спускаюсь в уже знакомый провал. Луч фонаря скользит по обшарпанным «кровавым» стенам. Отвязываю и сматываю кусок нашей веревки. Замираю на секунду. В тишине слышна неведомая капель. В голове мечутся образы из фантастических фильмов, легкая дрожь пробегает по спине. Нарушая тишину гулким звуком шагов, периодически оглядываясь, спешу к выходу.
|