Понедельник, 26.06.2017, 08:09
  PRO Speleo
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, гость · СТАРЫЙ ФОРУМ ·
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: AAGG2, KoL9n, Andry 
Форум » ОБЩЕЕ » ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА » Рекомендации по работе с населением. (Перенесено. Тема от 30.05.06г.)
Рекомендации по работе с населением.

   speleo

       Дата: Воскресенье, 10.02.2008, 12:54    

Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1608
Статус: Оффлайн
AAGG2
Нами составлена инструкция по опросу населения и работе с местной администрацией применительно к исследованию разработок 20века. Пока выложен только краткий вариант. Вопросы, претензии и дополнения принимаются. Удачного полевого сезона!

ИЗУЧЕНИЕ ГОРНЫХ РАЗРАБОТОК СЕРЕДИНЫ ХХ ВЕКА
Некоторые рекомендации по опросу населения.

Вопреки расхожему мнению, общение с местным населением является исключительно важным этапом исследовательской работы, сравнимым по значимости с работой в архивах и непосредственным описанием искомого объекта. Порой умение грамотно опросить человека, вызвать у него максимум доверия и уважения, при этом получить столь необходимую информацию ценится так же, как умение протиснуться в узкую щель или правильно закрепить выработку.
Несмотря на то, что почти все население среднего возраста на территории бывшего СССР так или иначе владеет русским языком, в общении по возможности следует использовать местный язык. Во-первых, это не затрудняет опрашиваемых людей в подборе и выговоре необходимых слов, во-вторых, вызовет, по меньшей мере, благосклонное к вам отношение. Если члены поисковой команды не владеют этим языком, можно привлечь для перевода местного человека. На эту роль вполне подойдет, скажем, учитель географии из местной школы, или смотритель местного музея, который будет во многом заинтересован сам и с удовольствием присоединится к подобной работе. Зачастую преподаватели школ и музейщики являются носителями важнейшей ключевой информацией, которая, впрочем, редко заменяет рассказы непосредственных участников добычи.
В общении вы должны быть предельно вежливы. Ваш внешний вид должен соответствовать виду исследователя. При этом старая рабочая одежда, потрепанный планшет и геологический молоток только усилят у собеседника чувство ответственности за сказанное и легко расположат к общению, напротив, распухшее после праздника лицо и перегар могут отвратить респондента, сводя ваши попытки опроса к нулю.
В качестве первичного собеседника могут подойти даже местные школьники и женщины, некоторые из которых как ни странно бывают более осведомлены, чем мужчины. Определив потенциального информатора, не стоит скрывать цель вашей работы, хотя в некоторых случаях цель непосредственного проникновения в подземные разработки стоит упустить и ограничиться лишь целями «сбора информации и установления точных мест входов». Не нужно показывать вид, что вам многое уже известно или какая-то часть рассказа вам вовсе не интересна. Тем более нельзя перебивать рассказчика.
Итак, разговорившись и представившись, прежде всего, необходимо выяснить ключевой для вас вопрос: Располагаются ли подземные разработки в окрестностях села (деревни, хутора и т.п.)? Даже в том случае если вы сами твердо знаете на него ответ, всегда необходимо услышать и мнение местных. Услышав положительный ответ, не следует сразу же судорожно уточнять все детали. Начните, как говорится «издалека». В целях поддержания логичности беседы сначала расспросите непосредственно о людях, которые работали на добыче камня . В местах, где добыча велась еще в середине ХХ века, можно и по сей день легко встретить доживших до наших дней работников горнодобывающего предприятия. Необходимо выяснить их имена и место проживания в данном или другом населенном пункте. Хочется отметить, что при наличии транспорта нельзя упустить возможности побеседовать с участником разработок, даже если он проживает в соседнем поселке.
В дальнейшей беседе необходимо исключить всякие возгласы недоверия с вашей стороны. Люди, как и вы, любят, чтобы им доверяли. Искусство с ходу отделять правду от вымысла приходит обычно с опытом. Поэтому рекомендуем тщательно фиксировать всю информацию, прямо или косвенно относящуюся к вопросу. Однако следует учитывать, что очень часто при общении с местным населением приходится сталкиваться с явлением, получившим название СЗР или «синдром заядлого рассказчика». Обычно СЗР страдают люди преклонного возраста, имеющие ряд качеств таких как: коммуникативность, осведомленность в некоторых проблемах темы и пр. Типичными фрагментами рассказа при СЗР являются, например, истории: «о ходе под речкой», «о заблудившихся детях и женщинах», «о найденных кладах, оружии, человеческих останках» (чаще всего фигурирует череп, реже целый скелет), «о прятавшихся разбойниках», «о людях, зашедших однажды под землю и вышедших где-нибудь за десятки верст» и т.п. Все эти истории, вне зависимости от географии их изложения, с поразительной точностью копируют друг друга. Это как нельзя четко указывает на штамповое представление людей об особенностях подземного пространства. Обычно основным персонажем в этих историях является либо сам рассказчик (в детстве / юности «полез вопреки предупреждениям»), либо близкий родственник («к сожалению, давно умер») или близкий знакомый (тоже «умер» или «впоследствии переехал»). Т.е. при СЗР из рассказа часто явствует что «единственный живой свидетель» находится как раз перед вами. Со слов «свидетеля» размеры подземелий возрастают многократно, а путешествие по ним приобретает явственные черты авантюрно-приключенческого романа… Но не будем ко всему подряд относиться скептически. Как показывает опыт, даже в таких историях может проскальзывать доля правды. К примеру, в одной из деревень, на окраине которой находятся старинные медные выработки, среди местных жителей бытует устойчивое мнение «о местонахождении выходов из этого лабиринта». Даже называются населенные пункты, разбросанные на расстоянии свыше 70км. Удивительно, но возле таковых в действительности имеются подземные медные разработки! Рассказчики не задумываются о невозможности появления таких протяженных подземелий, однако из поколения в поколение в этой легенде передают фрагмент вполне правдивой информации.
Все же не забывайте главное правило: что бы ни говорил ваш респондент, в любом случае дайте ему закончить свою речь.
Если в населенном пункте действительно проживают бывшие работники горного предприятия, считайте что вам повезло. Если таковых оказалось несколько, то необходимо опросить их всех. В случае отсутствия кого-то из них на месте, следует (при наличии времени) повторить попытку позднее. Особую важность представляет собой опрос бывших горных инженеров, штатных геологов и маркшейдеров предприятия. Однако возможность обнаружить их в прирудничных поселениях очень редкая.
Приступая к опросу бывшего работника предприятия, обязательно зафиксируйте его Ф.И.О., годы работы и должности(специальности), занимаемые на предприятии. Запишите его домашний адрес (с почтовым индексом), телефон с кодом (это может пригодиться в последствии для уточнения ряда вопросов, возникших как во время работы, так и в последствии при создании отчета).
По возможности постарайтесь получить от респондента информацию по следующим основным темам:

•В каком году была начата и закончена выработка на предприятии. Причины закрытия.
•Сколько работников трудились на предприятии (в т.ч. и на поверхности).
•Как распределялась работа по времени (рабочие смены, продолжительность работы в часах, работа в разное время года).
•Как формировались рабочие бригады (кол-во человек, специальности).
•Кто и с как осуществлял контроль над горными работами (в т.ч. и фамилии специалистов).
•Каким способом велась проходка штолен (способы проходки в различных условиях, конфигурация и сечение).
•Как осуществлялось крепление выработок (применяемый материал, способы крепежа).
•Каким образом дробилась и вывозилась порода.
•Какие инструменты, механические устройства и специальная горная техника использовались при добыче.
•Как осуществлялась вентиляция выработки (наличие и расположение вентиляционных шахт, насосов).
•Каким было освещение в выработках.
•Приблизительная протяженность выработки, отдельных или центральных штолен.
•Количество и место расположение основных и аварийных выходов, а также способы, применявшиеся для их консервации при закрытии предприятия.
•Куда отгружалась и вывозилась добытая порода.
•Какие аварийные случаи происходили на предприятии в период его эксплуатации (обвалы, затопление, отравление людей газами, подземные пожары т.п.).
•Были ли случаи проникновения в штольни после их закрытия.

Если вы беседуете с представителем какой-то определенной специальности, используйте возможности расспросить его более детально по соответствующей, более знакомой ему теме. К примеру, крепильщик, может подробно рассказать об особых породах дерева, применявшихся для крепежа, о способах крепления отдельных штреков, о частоте обвалов, а электрик вспомнит параметры электрического тока, особенности протяжения кабелей и монтаже осветительных приборов…
Помимо вопросов о добыче и работе предприятия, нужно расспросить о случаях и местах деформации поверхности, вызванные провальными явлениями. Даже если респондент не видит связи между появлением воронок и работой штольни, тщательно фиксируйте информацию о любых подобных явлениях в окрестности. Не стесняйтесь попросить показать вам тот или иной объект (конечно при условии, что он находиться на разумном расстоянии). Во время такой «экскурсии» собеседник вполне может вспомнить какие-либо новые подробности и сэкономит ваше время, отведенное на поиски. Если респондент преклонного возраста обязательно проводите его обратно.
Когда ваша опрос подойдет к концу, не забудьте поблагодарить вашего собеседника. Помните, что дружеские отношения с местным населением – залог вашей успешной работы!

Работа совместно с местной администрацией. Целый ряд информации в т.ч. и о бывших горняках можно получить в органах местной администрации. Общение с представителями власти и местного самоуправления – отдельное искусство. Обеспечению наилучшего «подхода» в этом случае служат официальные сопроводительные письма. Классический текст таких «грамот», обычно обращенный на имя глав администрации, обычно несет в себе просьбу об оказании содействия. К примеру:

Главе администрации
Зианчуринского района
Иванову С.В.

Просим Вас оказать содействие спелестологической экспедиции …………(название организации или общества), которая состоится с 10 по 15 июня 2006г. в районе с.Батраково и д.Поспелово с целью сбора данных по возможному развитию провальных явлений в зоне бывших подземных выработок Батраковского рудника. Состав экспедиции: 10 человек. Ответственный руководитель полевых работ: Петров А.П.

Председатель…………………… Сидоров В.Н.
(наименование об-ва или орг-ции)
5.06.2006г.

Письмо составляется на официальном бланке организации и имеет подпись ответственного лица и печать. На этапе сбора сведений о горных разработках (а иногда и в последствии) не рекомендуется афишировать ваше желание в процессе изысканий проникнуть внутрь объекта. Обычно это вызывает массу дополнительных вопросов со стороны администрации и заставляет вас тратить драгоценное время на их решение. Письмо, имеющее соответствующую одобрительную пометку главы района, становится для вас одновременно «пропуском» и «индульгенцией» перед административными работниками более низкого порядка. Если объект расположен на особо охраняемых природных территориях (заповедниках, заказниках, нац.парках), то необходимо заручиться поддержкой дирекции, что даст вам возможность спокойно и беспрепятственно работать. При этом помните, что на ведение вскрышных работ на такой территории необходим открытый лист!
Если есть возможность помимо основного сопроводительного, составьте письма и на имя отдельных более мелких чиновников или руководителей (поселковых, деревенских). К такого рода адресным документам обычно относятся еще более благосклонно.
В идеале искусство общения с администрацией заключается в умении это самое общение свести к минимуму и при этом умудриться выудить нужную для вас информацию. Были прецеденты, когда после умелого общения в распоряжение изыскателей даже предоставлялась соответствующая нуждам техника.
НГСС, 2006г.

M_13
А разве метод. указание имеет "межведомственный" упор?!
Этнографические исследования никто не запрещал. А в инструкции четко указано, работа с органами управления только для закркепления успеха. И развития его. Всегда в таком случае есть возможность заручится поддержкой. Клуба, кружка, и т.д.
А вот рекомендации для полевых групп вещь ценная!


AAGG
Форум » ОБЩЕЕ » ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА » Рекомендации по работе с населением. (Перенесено. Тема от 30.05.06г.)
Страница 1 из 11
Поиск: