Дневник горного похода 4 к.с. 2004 года.
24.08.2004. Проснулись рано. Дежурный J.Salomon даже в 5.28. Я в 6.00. Ночью было душновато, хотя видимо не всем. Палатка несколько отсырела. К 6.30 небо немного затянуло и закрапал дождик. На завтрак было не то, что нужно (сказал J.Salomon) – пшенная каша с рыбой. Перед отходом приперся пограничник с заставы и долго молча стоял с автоматом. Вышли в 7.40, оставили заброску под камнем. Долго заваливали ее валунами, отметили GPSом и начали подъем к седловине хребта. Склон травянистый с камнями, троп много. Maija устала с непривычки, делали несколько привалов. Пошел дождь со стороны Сванетии. К 10.20 кончился. За 3 часа вышли на седловину.(2640 м.). Пишу, а уже все свалили. Пойду и я. Р.S. J.Salomon, уходивший последним, грустно отметил, что ему лень сходить по большому, хотя и очень хочется. Позже. Сколько глубокообразных слов заслужил этот неповторимый перевал Сарын. Он грезился на каждой едва видимой седловине. Из последних сил мы карабкались на них, но все для того, что бы вновь разочароваться (к… матери!!!). Этот марафон продолжался несколько часов. В туре записка (читать отдельно). Подтянулись остальные, вместе читаем, пишем, наблюдаем за пасущимся на 150 м ниже яком. Потом спуск. Igor Sh. долго показывал Lenarу и Maija, как пользоваться ледобуром на крутом спуске – так и спустились до низу. Лагерь разбили на высоте 2915 м. у беловодной мутной речки. К ночи поднялся сильный ветер. ( до 6 балов) Температура +10°С. Кушали в палатке. Обсуждали действие чабреца на организм. Очень даже ничего (не понадобился даже спирт).
25.08.2004. Утром проснулись под мелкий дождик, позавтракали уже под солнцем. Я и J.Salomon остались сушить палатку, остальные вышли к морене. Первая связка (Igor Sh., Lenar, Maija) обошла моренную пряду слева и вышла на центральный вал. Мы спустя 30 мин. выдвинулись по правому понижению, догнав первую связку. По дороге испытывали радиостанцию. Связь была настолько успешной, что я от радости рухнул вместе с рюкзаком на камни. Восседая на центральном валу, долго размышляем, где перевал Шахтер. Igor Sh. загадочно водил пальцем по небу тыкая в сторону хребта. Какой из перевалов был Шахтер, мы так и не поняли. Водрузив рюкзаки, выступили к сыпухе самого среднего. Подъем получился с элементами скалолазания (временами мы с J.Salomonом то подсаживали, то вытягивали друг друга на крутых обрывистых уступах). Шли правым краем, стараясь не обрушить на ниже идущих (Igor Sh., Maija) камнепад. Lenar же почему-то ломанулся по левому краю осыпи и мы периодически наблюдали его в позе бабуина (лежа животом на камне, свесив руки вниз). Рюкзаки на таком подъеме - ноша невыносимая. Кое-как пересилив себя. взбираемся на перевал. Первым забежал J.Salomon. Снизу было видно, как он придурковато размахивал руками и что-то пытался сказать (кому не понятно). Позже выяснилось, что он обнаружил записку в туре ( на обертке шоколада, 1997г.) и, видимо, выражал свою радость. Взошли и остальные. Высота перевала( названного в записке Узловым) оказалась ок.4000 м.. Утомительный подъем и набранная высота подействовала на команду в целом отрицательно. Хуже всех было Lenarу. Его пришлось срочно реанимировать в наскоро поставленной палатке. Несколько позже недомогание почувствовали и остальные. Сваренный суп есть не хотелось. У меня опух левый глаз, и Maija пыталась спасти его при помощи каких-то чудо-капель. И только лишь J.Salomon тщетно пытался что-то фотографировать в кромешной тьме. Спалось плохо. Такая вот она горная болезнь. P.S.Пакет для тех кого вдруг ночью затошнит так и не повесили в палатке. Пришлось терпеть.
26.08.2004. Утром я проснулся от того, что Igor Sh. Что-то усилено рекомендовал («…выходите, здесь так хорошо… рекомендую..») После завтрака, который никак не лез, решили идти траверсом через большой(до 30 м) жандарм. Кажущаяся простота маршрута оказалась в корне ошибочной. Уставшие и невыспавшиеся (Igor Sh. всю ночь продавал компьютеры – сам признался), с тяжеленными рюкзаками (пришлось разгрузить Lenarа) вышли на маршрут. Таким образом расстояние в 100 м. мы преодолевали более, чем 4 часа. В задачу входило: одевание «кошек» стоя на одной ноге во время свешивания в бездну (допускалась самостраховка старым репшнуром за менее старый швеллер); самозадержание тела методом трения живота об ледяной склон («кошки» не входили); сдергивание веревки усилием мысли; применение методов левитации на обвалоопасных участках. Овладев указанными приемами, мы к 13.30 оказались на ледяном склоне позади жандарма. Пока я страховал J.Salomonа ( тот вытворял какие-то упражнения на обвальном рельефе) Igor Sh., Lenar, Maija вышли к следующему перевалу по снежному склону (крутизна до 450). Высота перевала 3989 м. Спустя 40мин. вышли и мы. Догнать ушедшую связку довелось не скоро. Выйдя к перевалу мы обнаружили, что она уже ушла вниз по осыпному склону в соседний цирк. Попытки связи была односторонней (слышал только Igor Sh.). Используя специальные методы спуска по осыпным склонам (попеременное торможение разными ягодицами, вращение ледоруба с целью создания восходящих вихревых потоков и последующим парением тела) мы с J.Salomonом успешно приземлились на ледник. Еще сверху было видно, как по нему прошла и скрылась за скалами первая связка. Ее мы догнали уже в тумане. Короткое совещание и мы срываемся ниже по леднику в поисках ночлега. Сбросив в надвигающейся тьме метров 150, останавливаемся на морене. Площадку готовим минут за 15. Размышляем, сидя в палатке, о нашем точном местонахождении. Сделанные прогнозы о том, что до заброски 3-4 км не подтвердились. GPS показал 11,5 км(!). Закрались подозрения. P.S. Подозрения медленно перешли в бредовые сны.
27.08.2004. Подъем в 8.30. Все подозрения прошедшей ночи развеял Igor Sh.. Оказалось, что мы вышли в противоположную долину, которая спускается до Тырныауза. В связи с этим нам предстоит обратный подъем по леднику. Тут же нашелся и Шахтер и истинный Узловой. На последний нам и было нужно( 2 дня назад…). Первая связка (Igor Sh., Lenar, Maija) вышли на 30 мин. раньше. Мы с J.Salomonом сушили палатку и следовательно припозднились. Подъем предстоял интересный. Первая связка ушла по левому краю. Мы с J.Salomonом ломанулись в лоб ледника, что привело к бесконечному блужданию между трещин. Пару неприятных провалов вынудили организовать связку. Было видно как чуть выше(100-150 м) в первой связке, в трещину угодил Igor Sh., остальные поначалу не знали, что делать, но, видимо, собрались. Мы же, в своем блуждании по бесконечному лабиринту трещин, похоже дошли до ручки. Пришлось одну из трещин переползать на брюхе по снежной пробке. Организовали страховку, и перетаскивание рюкзаков отдельно от тел. Спустя 30 мин вышли на пологое поле ледника. Здесь в 200 м. был виден флажок(?), который мог быть лавинным маяком. Но сил и смысла идти к нему не было( J.Salomon, потом несколько раз пытался удавиться с горя, но ему мешали, объясняя бессмысленность проведения каких-либо спасработ). При подъеме к перевалу еще пару раз поочередно провалились в трещины. Высота перевала Шахтер (3950м). Здесь на границе снежного поля и каменной гряды пообедали и вышли вниз по осыпи в уже знакомую долину. Maija, Lenar, а затем и Igor Sh. спустились довольно быстро. Мы же с J.Salomonом спускались около 2 часов. Встретились на морене в 19.00. До прежней ночевки ( под Сарыном) оставалось метров 500, но решили остановиться под моренным валом у ручья, опасаясь, что накроет туманом.
28.08.2004. Утро выдалось замечательным. Солнце, температура +15°С в тени. Igor Sh., Lenar и Maija ушли на Сарын. Мы с J.Salomonом досушили палатку и вышли спустя 40 минут. Около 12 часов мы догнали их на перевале. На солнце разморило и идти никуда не хотелось. Полежав 15 мин. на нагретой травке мы с J.Salomonом ушли вниз. Вскоре стало видно, что потянулась и первая связка. Спуск с Сарына преимущественно каменистый, испещренный множеством мелких ручьев, стекающихся в итоге в единую Сарын-су. За 3 часа, с небольшими остановками, мы с J.Salomonом достигли заброски. С трудом дотащив ее до места ночевки ( там же, что и в 1 ночь), ставим палатку. Через 20 мин. подходят остальные. Весь день мучавшая, и в тоже время дающая силы, мысль о пиве, которое можно купить на турбазе, воплотилась в наспех организованную экспедицию в составе меня и J.Salomonа. Однако разочарованию и горечи нет предела!!! Оказалось, что ларек в связи с закрытием сезона буквально вчера уехал вместе с содержимым. Казалось смысл бытия был потерян. НО грибной суп из местных маслят и опухающий со страшной силой глаз (уже правый) наполнили жизнь новым содержанием и смыслом.
29.08.2004. Долгожданная дневка. Подъем, почти в 9.45 и целый день свободной программы. J.Salomon весь день просидел, как подобает старому еврею, под деревом, что-то бесконечно взвешивая и пересыпая из мешка в мешок. Периодически он делал перерывы на то, что бы встать и с загадочным видом сходить за ближайший камень. Я весь день ходил за грибами (если это можно так назвать, т.к. не удалялся от палатки более чем на 100 м.). Маслята, сыроежки, волнушки и все это в таком бешеном количестве, что решаем насушить их для последующих дней. Igor Sh. и Maija едва успевали чистить маслята для супа. Lenar, между мытьем носок, успевал помыть сыроежки для сушки. Так, в заготовке грибов прошел день. Вечером Igor Sh. и J.Salomon выдвинулись в сторону турбазы, чтобы отдать остатки продуктов кому-нибудь из местных. Была надежда обменять продукты на что-нибудь 400-ное. Все надежды рассеялись, как дым, уже часа через 2,5-ной. С трудом двигая ногами и широко улыбаясь, держа в руках обглоданный буханок хлебы и ножку курицы вернулись Igor Sh. и J.Salomon. Сколько рюмок выпили, вспомнить не могли. Вот подлецы. Ужинали вновь в палатке. Где-то 0,5 кг грибов заготовили с собой.
30.08.2004. Всю ночь лупасил дождь с грозой. Утром дождь не прекратился. Палатку просушить не удалось. Вышли около 9.30 вверх по долине р.Башиль-Аузусу. Тропа от дождя была вся заболоченная. Промокли полностью от ног до рюкзака. Где-то в 12.30, миновав ряд жутких водных препятствий остановились под стеной передового хребта г.Чегембаши. Выбрав, казалось бы, наилучшее место для подъема, уходим вверх. Через 1,5 часа от видимой простоты не осталось и следа: подъем все больше напоминал скалолазание. В конце концов мы уперлись в 2,5 метровую стену. Угол склона достиг 500. Впечатление усиливали вылетающие откуда-то сверху булыжники, которые со свистом пролетали на расстоянии вытянутой руки. J.Salomon, взяв веревку, уполз вверх на разведку склона. Спустя некоторое время стало ясно, что подняться на эти скалы с рюкзаками весьма проблематично. А время тем не менее 17.00. Igor Sh. принимает решение спускаться. Реки достигли в полном тумане в 18.30. Долго искали место для палатки ( вся территория плотно помечена местной скотиной). P.S.Перед сном Igor Sh. увлеченно рассказывал, как можно получить квартиру, зная лично первого секретаря горкома. Интересно...
31.08.2004. Вновь дождь. Подъем в 7.00. Все сырое. Температура +5°С. Выходим группой, через 40 мин. оказываемся на морене ледника Башиль. К 12.30, обходя ледопад справа, выходим на боковую сыпуху и делаем обед. Идти особенно тяжело, т.к. все мокрое. По очереди «пинаем» Maijю – сама она идет очень медленно. В 15.40 выходим ко второму ледопаду. Отсюда долго решаем: где же перевал Голубева? Одеваем «кошки», делаем связки и наверх. По описанию он снежно-ледовый, однако наиболее низкая седловина на перемычке Адыр-Су – Ору-Баши каменистая. К последнему подъему идем по пологой части ледника Сев.Башиль. У сыпухи останавливаемся отдохнуть. Igor Sh. уходит сразу наверх. Мы через 5 мин. Подъем короткий, занимает 15-20 мин. Поднимаюсь наверх и вижу довольного Igor Sh., восседающего на стуле. На перевале много мусора, даже стул притащили. Сняли записку, фотографируемся с вражеским флагом. Спуск на ледник Юном-Су технический в 3(4) веревки. Идем по очереди. Первые перила провешивает Igor Sh., остальные J.Salomon, Lenar и Maija идут в середине. Я предпоследний – страхую снизу Игоря. На леднике трещины узкие, открытые, проходятся легко. Идем с середины на правый край. Где-то здесь по описаниям оборудованные ночевки. Ищем их уже в 19.40 и не найдя ничего, встаем под осыпью бокового хребта г. Юном. Пришлось изрядно расчищать площадку – сплошные камни. На ужин гороховый суп с сушеными грибами. В сумраке на горизонте – очертания Эльбруса. P.S. Перед сном лекция о теории горообразования в районе Крымско-Кавказской горной зоны.
1.09.2004. День знаний. Поздравляю себя, педагога. Все бодрячком. Я – в хлам. Всю ночь кашлял без остановки, в перерывах, наверное, храпел. Голова раскалывается, ноги с трудом двигаю – последствие вчерашнего переохлаждения. Решаю не идти наверх, а остаться в лагере. Хотелось бы пойти, но боюсь слечь окончательно. Отдаю часть снаряги товарищам и с грустью провожаю их на Джайлык. Везет людям. Ложусь спать в два спальника. В обед рыщу по пакетам, чего бы поесть. Нашел сублимированную овсянку. Дома никогда бы не стал есть, здесь пришлось. Вскипятил воду. Пью чай с сухарями, доедаю свой перекус. Решаю зашить ботинки. В обед со скалы, что прямо за палаткой, что-то посыпалось и я даже подумал: как бы не накрыло, но обошлось ( в нарушение последних тенденций). Слушаю то «Радио Париж», то «Русский Берлин», ни «Маяка» ни какой либо нормальной радиостанции нет. 17.00. Ходил на ледник, посмотреть что там сыпется. Погода переменчивая, то дождь, то солнце. Делал чай раз три. Шил. Контрольное время было назначено на 18.00, к этому времени я приготовил кипяток, но группа не возвращалась. К 19.20 на вершине морены показалась фигура человека, какого – разобрать было невозможно. Пугало, что фигура была одна. Через 15 мин. фигура обрела очертания Igor Sh. Но следом за ним ни кого не было видно. Все опасения развеял Igor Sh. – оказалось, что все просто отстали. Ближе к 20.00 подтянулись Lenar, Maija и J.Salomon. Кушаем суп с последними грибами и долго сидим. Засыпаем около 23.00. P.S. J.Salomon, что-то снова пытается фотографировать во тьме. Совсем спятил бедняга…
2.09.2004. Выход в 9.30. Первыми ушли Maija, Lenar и Igor Sh.. Мы по традиции с J.Salomonом сушили палатку и выходим около 10.00; через 20 мин. догоняем их у ручья. Спуск в долину. Через 1,5 часа выходим в альплагерю. В 14.40 встаем на обед прямо на обочине дороги. В лесу – немного грибов. В 16.30 приходим к поселку В.Баксан. Забираем заброс, покупаем и пьем пиво. J.Salomon общается с местным населением – осел остался без ума от него, что-то долго кричал ему вслед. Igor Sh. бродит загадочно по поселку – ищет какой-то почтамт и все такое… Maija и Lenar сидят грустно возле заброски. Ночуем возле пограничников (или связистов, или еще кого-то?) на каких-то средневековых развалинах. P.S. Перед сном – пиво!!!! (...или это уже сон...)
|