Воскресенье, 08.12.2024, 02:25
  PRO Speleo - маршруты
ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, гость · RSS
Меню сайта
Разделы
СПЕЛЕО ОТЧЕТЫ [14]
ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ [15]
 
 Маршруты
Главная »
Дивногорье: Большие Дивы и Шатрище.
23:58
 

   Дата возникновения пещер в районе так называемых Больших Див на окраине с.Дивногорье (Воронежская область) не известна. Впервые они упоминаются в связи с обретением в 1831г. на привходовой Диве иконы Сицилийской Богоматери. По преданиям она была принесена в здешние места иноками Ксенофонтом и Иосафом (нужно отметить, что эти фигуры достаточно мифические - время появления их в устье Тихой Сосны по разным источникам относится к Xв. и даже к XVв.). Вместе с обретением иконы были «обнаружены» и пещеры. Не ясно как до этого момента пещере удавалось «скрываться» от глаз народа, располагаясь практически на окраине села. Учитывая полное отсутствие информации о пещере в литературе XVIII-XVIIв.в. можно сделать вывод, что она была выкопана задолго до XVIIв. и несколько столетий находилась под естественной (искусственной?) консервацией. В 1856г. пещеры были переданы в ведение Дивногорского монастыря.
   О состоянии пещер в конце XIXв. можно судить из очерков известного писателя-путешественника Евгения Маркова: «…Сырым пронизывающим воздухом погреба и удушливым запахом гашёной извести разом пахнуло на нас, и мы очутились с тонкими восковыми свечками в руках, вслед за чёрною фигурою инока, под тёмными сводами пещерного храма. Откуда-то из далёкой глубины подземелий тянул резкий сквозняк, охватывающий лихорадочным ознобом вспотевшее от ходьбы тело. Трудно представить себе возможность постоянной жизни в этих меловых пещерах, где со всех сторон обдают вас какие-то насквозь пробирающие ревматические токи. А между тем, тут десятки лет кряду жили и молились люди…

 
Большая Дива - меловой останец на котором была обретена икона
и в основании которого "обнаружилась" пещера (рис. Е.Л.Маркова, конец XIXв.)
 
 
Многочисленные поломники посещавшие пещерную церковь (фото конца XIXв.)
Хорошо видны несохранившиеся Дивы.
 
 
Знаменитые Дивы над р.Тихой Сосной. Всего таких Див было 27,
из которых сохранилось только 4. Остальные были взорванны в связи со 
строительством железной дороги (были опасения, что останцы могут обрушиться на полотно)
 между г.Лиски и г.Острогожск. (картина А.Нечаева)

   Мы осмотрели, прежде всего, пещерный храм, за которым начинаются пещеры. Храм вырублен в скале довольно высокими сводами на массивных столбах из того же известняка, расписанных со всех четырёх сторон так же, как и стены, полинявшими иконами, прямо по сырцу скалы. Убогое убранство храма ржавеет и тлеет неудержимо в этой вечно сырой атмосфере, насыщенной испарениями извести. Живопись съедается и тускнеет ещё быстрее. Впрочем храм этот в настоящее время без престола, для которого оставлено только место в маленьком алтарике. Один раз в году, на Успенье, сюда приходит крестным ходом монастырская братия из Дивногорской обители и служит тут службы. Нужно думать поэтому, что и храм этот был устроен в старое время во имя Успенья Пресвятой Богородицы.
   Запустевший храм, скорее всего, возник ещё при первых пещерокопателях — Ксенофонте и Иосафе. Недаром с ним, а не с каким-нибудь другим столпом Больших или Малых Див, связано нахождение древнейшей святыни обители — образа Сицилийской Богоматери. Если икона эта постоянно пребывала в старину на этом столпе, как уверяет предание, и если в наше время она и обретена была на нём же, то трудно сомневаться, что на этом самом месте должно было быть и первоначальное поселение благочестивых отшельников, пришедших из далёких стран пустынничать в дебрях придонских.
   Пещеры уходят далеко в глубину меловых толщ, то поднимаясь вверх, то опускаясь, и чем глубже спускаются, тем душнее становится в них; сырость сочится по стенам и сводам сквозь трещины и незримые поры известняка, будто слезы этой мрачной могилы.
   Деревянные доски дешёвых крестьянских икон, расставленные благочестивою рукою богомольцев в разных впадинах и закоулках пещер, слезли и почернели от гнили, уничтожающей их в течение какого-нибудь десятка лет... Они одни сколько-нибудь разнообразят унылое однообразие этих длинных подземных коридоров из белого мела, точащих свои вечные слезы, и только кое-где по сводам по русскому обычаю нанесены кресты, накопчённые свечою усердного богомольца, чтобы отогнать нечистую силу из этого царства тьмы. Мы заглянули наверх в единственную жилую келейку с крошечным окошком. Она теперь пуста, как и все пещеры…»

 
Посетители у входа в пещерный храм
 
 
 
Ныне храм подсвечивается не только свечами, но и электрическими лампами
 
  
 
Список со знаменитой чудотворной иконы Сицилийской Божьей матери
 
 
Помещение второго этажа со следами дымохода и окошком
 
  
 
Узкая обходная галерея с нишами для икон и мощей
 

   В советское время пещера в Больших Дивах находилась в сильном запустении и подверглась разграблению и разрушению. В настоящее время пещера является частью музейно-экскурсионного комплекса заповедника «Дивногорье», созданного в 1991г. Заповедником проведены реставрационные работы, проложено электричество.
  Пещера представляет собой двухэтажный комплекс помещений. Первый этаж – собственно храм, обходная галерея с нишами для мощей и две хозяйственных камеры, одна из которых (привходовая) сквозная. Этажи соединены вырубленной в толще мела винтовой лестницей. Второй этаж имеет три небольших помещения – жилое, иногда рассматриваемое как «кухня» (в комнате имеется дымоход и окно), т.н. «трапезную» и прямоугольную камеру у самой лестницы. С второго этажа имеется собственный выход на поверхность. Какая либо роспись в пещере не сохранилась.
   Раз в году в пещере проводится служба братией восстановленного Дивногорского монастыря. В остальное время в пещеру можно попасть с экскурсией. За год ее посещает до 25 тыс. человек. Прием туристов ведется с мая по октябрь с 9:00 до 18:00 (выходные – пн, вт). Тел.(4732)20-52-97.

Шатрищегорская пещера.

   Эта, пожалуй одна из самых загадочных пещер Дивногорья, располагается близ с.Вязники в недрах огромного мелового останца нависающего над Доном. Сходство останца с шатром повлияло на его название – с древних времен он именовался не иначе как гора Шатрище. Начало строительству пещер было положено по некоторым данным во второй половине XIXв.
   Е.Марков так красочно описывает саму гору и ее пещеры: «Шатрище выдвигает свою громадную каменную пирамиду внезапно и поразительно живописно. Кряж горного берега, надвинутый над нами и закрывающий от нас окрестность, разом вдруг распахивается, будто занавес театра, и над широкою движущейся скатертью синего Дона вырастает, загораживая горизонт, титанический белый шатёр, геометрически правильный, словно дело рук человеческих. Рядом с этою исполинскою меловою пирамидою показались бы детскими игрушками жалкие «великие пирамиды» когда-то великих, а теперь скорее жалких фараонов египетских…

 
Гора Шатрище (рисунок Е.Л.Маркова, XIXв.)
 
 
Знаменитый останец на открытке начала ХХв.
Виден вход в храм и несохранившаяся Дива
 
 
Вид на останец с горы у с.Вязники

…Эта белая гора-шатёр — истинный донской Чатыр-Даг, Палат-Гора; она целиком от пяты до макушки отражается в синих струях Дона, ярко освещённая солнцем, и через это кажется ещё выше, ещё ослепительнее. Но это не только шатёр, а ещё шатёр-храм. Высокий крест венчает передний выступ гребня её, и другой крест виднеется за нею, над другою известкового пирамидою, едва выглядывающей из-за её хребта (…) Только совсем приблизившись к Шатрищу, видишь, что склоны этой нерукотворной пирамиды огранены далеко не так гладко, как это представляется издали. Живописный утёс-башня, напоминающий столпы Див, откалывается здесь от переднего ската пирамиды, над самою бездною Дона, словно какой-нибудь романтический замок рейнских берегов. В нём заметны следы окна и двери, теперь уже осыпавшихся. Чёрная дыра пещерного входа темнеет высоко вверху на широком поле пирамиды, обращённой к Дивногорью, навстречу нам (…) Старик-сторож повел нас, сгибаясь в три погибели, своим старческим утомлённым шагом, которым он может, однако, ходить целый день с утра до ночи, по крутой тропинке наверх. Мы вошли сначала в пещерную церковь. Она очень просторна, с высокими правильными сводами, расписана и по стенам, и по столбам очень порядочною и довольно хорошо сохранившеюся живописью. Под иконами много разных поучительных надписей, и из них можно заключить, что церковь эта, освящённая во имя св. Иоанна Богослова, разукрашена теперешнею живописью всего несколько десятков лет тому назад. Из церкви узенькая дверочка вывела нас как раз к утёсу-башне, о которой я говорил. Мы очутились над обрывами Дона, который глубоко внизу тихо плескал набегавшими на берег волнами. В эту минуту прямо перед нами проплывала рыбачья лодка; её неудержимо несло течением как ничтожную ореховую скорлупу, и она действительно казалась нам сверху крошечною, как скорлупа. Немножко жутко было обходить по головокружительной круче каменные выступы горы, чтобы достигнуть входа в пещеры. Пещеры эти — самые обширные и самые замечательные изо всех донских пещер. Они тянутся узкими, но достаточно высокими галереями, вырубленными в желтоватых толщах мела, более чем на версту длины, постоянно давая от себя отростки и закоулочки и незаметно спускаясь до самого уровня Дона. Довольно пологие ступени соединяют один ярус этих сводистых галерей с другим, углубляющимся ниже. Убранства в этих пещерах никакого, как и вообще в Донских пещерах. Только кое-где по углам развешаны и расставлены старые, полустёртые образа да накопчены свечками богомольцев чёрные кресты на сводах. Пещеры Шатрища спускаются так глубоко, что в самых нижних ярусах плотная меловая почва уже прекращается, и начинается слой песчаника, через который гораздо легче просачивается вода. Донская пучина уже лежит бок о бок с этими подземными ходами, и, пожалуй, даже выше их. Не без удовольствия выбрались мы на свет солнечный и на вольный воздух из этих сырых, холодом пронизывающих могил…

 
В ближней части Шатрищегорской пещеры
 
 
Вид изнутри на один из полузасыпанных входов

   Упоминается 1-й раз о «Шатрищах» в сохранившемся при Митрофаньевском Воронежском монастыре указе от 1690 г. царей Петра и Иоанна о приписке к архиерейскому дому Воронежского святителя Митрофана ныне упразднённого Боршевского монастыря: «Да ниже того (Дивногорскаго) монастыря у реки Дона, в горе, что слывет Шатрище, выбита в меловой горе церковь и та церковь тогда была пуста». Через 6 лет после этого боярин Шеин, посланный в Азов, плывёт с певчими дьячками Доном через Коротояк, Дивногорье и Шатрище. В напечатанной в 1 т. Воронежских актов «Записной книги, как пошли певчие дьячки под Азов» сказано между прочим: «…того же числа проплыли монастырь Шатрицы, стоит на берегу реки Дона, на правой стороне, области Воронежскаго епископа, приписной, братии в нем 4-ре человека, тут же многая пещеры каменныя из мелу…». Сохранился ещё любопытный документ того времени, касающейся Шатрища, — это напечатанная во 2 т. «Воронежских актов» Челобитная святителя Митрофана царю Петру на обиды соседних воевод, Ольшанского и Коротоякского: «В прошлом 1700 году., в домовой моей вотчине ниже урочища Шатрища и Шатрищегорского боерака, явились на двух дубах насечены вновь воровския грани и выкопана яма. А ныне мне ведомо учинилось, что те две грани велено насечь Коротоякским да Ольшанским воеводы — Ольшанским пушкарям. Милосердый великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич… пожалуй меня, твоего богомольца, вели, государь, допросить: по какому указу они, воеводы, в моей домовой Боршевской вотчине грани порубили и ямы выкопали, и для какову вымыслу…»
   Закрыт был Шатрищегорский монастырь в 1764 г. при общем закрытии Екатериною II небольших и бедных монастырей. Деревянная церковь его с колокольнею была продана в слободу Меловатку, а вырученные полтораста рублей обращены на постройку при архиерейском доме в Воронеже тёплого храма. Но вера народа не сообразовалась с предписаниями начальства, и богомольцы, как прежде, продолжали тянуть по проторенным издревле дорожкам к глубокочтимой народом древней святыне. В конце сороковых годов нашего столетия наплыв богомольцев в Шатрищенские пещеры в летнее время был ещё так велик, что не в меру ревностное епархиальное начальство из каких-то трудно понятных опасений сочло необходимым приказать местному благочинному завалить вход в пещеры. Произошла, как и следовало ожидать, та же история, что и в Белогорских пещерах. Ночью народ откопал опять пещеры и ещё усерднее стал молиться в запретном храме: кто пел там священные песнопенья, кто читал божественные книги. Тогда обратились к помощи гражданских властей. Коротоякская полиция явилась на место, чтобы завалить опять пещеры и силою разогнать народ. Но народ, прослышав про такие распоряжения начальства, со своей стороны толпами собрался в пещерах на защиту излюбленной святыни. Когда неразумные исполнители полицейских предписаний с каким-то ожесточением варваров принялись рубить иконы и уничтожать на стенах священные изображения, народная толпа, наполнявшая пещеры, пришла в неописанное негодование. Произошло жестокое побоище, и полиция должна была удалиться с уроном… Народ, можно сказать, грудью отстоял свои древние пещеры и своё право свободно молиться там, куда его влечет его вера. Шатрище приобрело после этого погрома ещё большую славу в народе и ещё сильнее стало привлекать к себе богомольцев.


  
 
Галерея Шатрищегорской пещеры и разрушенные ступени
 
 
План Шатрищегорской пещеры

   Рассказывают случаи такого фантастического усердия, что бабы-богомолки поднимались по обету ползком на коленках на кручи Шатрища от подножия его до входа в пещеры, куда и прямо на ногах входить не особенно легко. Это лучше всего показывает, до какой степени народ чтил свою древнюю святыню (…) Для меня нет никакого сомнения, что в Шатрище, как и на Дивах, христианство уже захватило какие-нибудь древние языческие святыни…» 
  Ныне знаменитая пещера находится в печальном состоянии: утрачен описанный Марковым храм, входы на 2/3 завалены, стены закопчены и покрыты граффити, галереи замусорены, привходовое помещение используется для ночлега туристами. Шатрищенская пещера – этот уникальный памятник подземной архитектуры, нуждается в скорейшем восстановлении и охране.

Источник: Марков Е. Л. («Русский вестник», 1891, № 5, 6.), Фото Гунько А.А.
Категория: СПЕЛЕО ОТЧЕТЫ | Просмотров: 17301 | Добавил: speleo

Пермский край пещерные города карст PRO Speleo Крым Керчь Батарея №29 ТКСЭ Сборник Пещеры Урал Провал в Березниках Камское Устье Европа спелестология Карелия Рудники гипс спелеология Иран Пещеры кавказ подземелья культовые пещеры Дивногорье конференция


Календарь
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Форма входа
Поиск и перевод
 
проекты
Международная экспедиция в пещеры Ирана
The history of mining. ИСТОРИЯ ГОРНОГО ДЕЛА
Татарская комплексная спелестологическая экспедиция - 2007
Всероссийская перепись спелеологов - 2011
КАМСКОЕ-УСТЬЕ 2009
СПЕЛЕОЛОГИЯ И СПЛЕСТОЛОГИЯ 2010/ SPELEOLOGY AND SPELESTOLOGY 2010
© AAGG1-2007-2011. При использовании материалов сайта необходима гиперссылка на источник и авторов!