Подземный Командный Пункт батареи №29 (Керчь) – один из интереснейших спелестологических объектов Керченского полуострова. Об истории самой батареи и структуре ее орудийных блоков нами уже было рассказано на странице: http://pro-speleo.ru/blog/kerchenskij_poluostrov_batareja_29/2009-10-01-28 Остановимся кратко лишь на строении и сохранности самого КП. КП батареи вынесен вперед на юго-восток от огневой позиции примерно на 350м. В сентябре 2010г. КП был частично окружен пахотным полем. В 25м от него проходит грунтовая дорога, идущая от керченской трассы. Сооружение представляет собой заглубленный двухуровневый железобетонный блок с помещениями. На поверхности видны лишь задернованные контуры бетонированного перекрытия и отверстие-основание броневого колпака рубки, управляющего стрельбой. Вход в блок расположен с северо-западной стороны и сходен в строении со входами в арт-блоки батареи.
Вход в командный пункт
Помещения верхнего яруса
Строение командного пункта
Верхний ярус помещений, помимо защитного тамбура на входе, включал комнату с ФВУ и рубку управляющего огнем. Левое крыло сильно разрушено взрывом в ноябре 1941г. Обрушены межэтажные перекрытия и стены между помещениями. В верхнем ярусе также проложен ход сообщения к башне стереоскопического дальномера, располагавшейся на расстоянии 50м от рубки. На поверхности сохранилось бетонное основание башни. Ход сообщения Г-образный, в плане имеет общую длину 70м. На углу хода имелся аварийный выход. Под башней дальномера находится несколько небольших помещений.
Галерея к башне дальномера
Бетонное основание башни дальномера на поверхности
На нижнем ярусе располагались помещения личного состава, дизель-генераторная, отопительный котел, приборы системы управления стрельбой ПУС «Баррикада». Левая часть нижнего яруса заполнена обрушенными частями перекрытий и бетонной крошкой с частями покореженного арматурного «скелета». В центральной части яруса имеется шахта – спуск к потерне. Шахта оборудована тюбингами и в средней части имеет металлическую площадку. Общая глубина около 10м. Судя по следам на стенах шахты – она была длительное время затоплена на глубине от 4м. Тюбинги подверглись сильной эрозии и при спуске ощутимо прогибаются – необходимо быть крайне осторожными. От основания шахты в направлении комплекса идет сводчатая потерна. Она сильно замусорена на первых метрах, пол покрыт вязким илом. Протяженность потерны, идущей к арт-блокам, вероятно, не менее 300м, однако пройти по ней более 70м нам не удалось – из-за особенностей строения нижняя часть комплекса не вентилируется, и здесь скапливается углекислый газ. Спуск в потерну и длительное нахождение в ней без соответствующего оборудования – опасны для жизни! Под коридором к дальномеру имеется небольшое помещение, в которое можно попасть через люк в полу хода. Из помещения вниз идет шахта небольшого сечения, также оборудованная тюбингами. Но через 1,5м она затоплена водой (что очень странно, учитывая, что основной спуск и видимая часть потерны - сухие).
Разрушенные стены и перекрытия в левой части блока
Шахта-спуск к потерне
Потерна от КП к арт-блокам
|